В общественно-политической и социально-экономической сферах жизни современного российского государства и его населения сложились такие реалии, которые свидетельствуют о том, что лучшим и единственно верным политическим устройством России 21 века, как бы странно это ни звучало для современной эпохи, является конституционная монархия. В пользу этого говорит множество очевидных фактов и практически ни одного против. Более того, де-факто по многим признакам сегодняшняя Россия – это самая настоящая монархия. Поэтому я предлагаю де-юре установить то, что уже давно и всегда было и есть неотъемлемый атрибут российской действительности: законодательно установить в стране режим конституционной монархии.
Руководитель российского государства – президент Российской Федерации – сегодня обладает всей полнотой власти. По закону (Конституции) формально он является главой исполнительной ветви власти. По тому же основному закону в стране независимо друг от друга действуют равносильные ветви власти – законодательная и судебная. Формально, потому что в действительности, этот факт очевиден, его оспаривать, по меньшей мере, глупо, вся власть сосредоточена в одних руках – президента страны. Он руководит исполнительной властью, ему подчиняется (слушает и соглашается с каждым словом и каждой законодательной инициативой) законодательная ветвь (Госдума и Совет Федерации), и он же своими указами назначает федеральных судей. Монархия в чистом виде.
Говоря о президенте России, я сейчас намеренно не называю имени текущего главы государства, потому что я более чем убеждён, что окажись в 2000 году волею случая в президентском кресле любой другой политик, он вне всякого сомнения, был бы сегодня главой государства и имел бы право избираться вплоть до 2036 года. Фамилия совершенно не важна: Иванов, Путин, Петров, Навальный, Зюганов, Чубайс, Рахимов, Венедиктов – абсолютно любой.
Ещё один важный признак того, что Россия фактически уже является монархией – политико-территориальное устройство страны. Формально оно федеративное. Согласно классическому определению, федеративное устройство – это территориальное деление на государственные образования (республики, края и области), имеющие политическую самостоятельность в рамках федерации. При унитарном же государственном устройстве республики, края и области – это всего лишь административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности.
При том, что формально Россия – это федеративное государство, по факту оно какое? Правильно: унитарное. Конечно, в истории современной России был кратковременный период реальной федерации. «Берите суверенитета столько, сколько сможете взять!». Все помнят это известный слоган политики Москвы ранних 1990-х. И, пожалуй, все также помнят, к чему это привело: так называемый «парад суверенитетов» на грани сепаратизма, попытки некоторых регионов отделиться от России и связанные с этим кровопролитные войны.
Во-первых, не хотелось бы повторения этих событий. Во-вторых, мы уже более 20 лет живём совершенно в других политических реалиях: что такое суверенитет, уже никто не вспоминает, это на грани уголовного преступления, никакой самостоятельности регионов, в том числе, в вопросах назначения руководителей республик, краёв и областей. При формальной выборности губернаторов, мы все всё прекрасно понимаем, как это всё происходит. Про выборность глав муниципалитетов также говорить не стоит: этот институт практически подчищен окончательно.
В плане территориального устройства России глава государства выступил своеобразным «собирателем земель русских» в единое целое под единое руководство, по единое крыло. Монаршее – по факту так и есть. Даже Крым вернул, что называется, «в родную гавань». И хоть мировое сообщество для сохранения лица пыталось и продолжает пытаться возражать против присоединения полуострова, в действительности же весь мир с этим фактом давно смирился и принял его, как есть.
Необходимость установления в России монархии, как формы правления, имеет и исторические предпосылки. За всю историю России её руководители правили с момента, когда они получили власть, до своей смерти. В дальнейшем власть передавалась либо наследнику из лона монаршей семьи (до 1917 года), либо наследнику из семьи политической – во времена коммунистического СССР по решению политбюро ЦК КПСС. Последнее и являлось квинтэссенцией монархии, хоть и под другим соусом. Из этого исторического правила были два исключения, когда главы государства уходили по собственной воле – это Михаил Горбачёв и Борис Ельцин. Но, во-первых, эти случаи являются исключениями, подтверждающими общее правило. А, во-вторых, в обоих случаях вопрос добровольности отречения от власти является более чем дискуссионным.
Нынешний руководитель страны имеет все шансы и предпосылки к тому, чтобы вернуть веками и тысячелетиями установленный порядок передачи власти – наследнику. Конечно, формально это будут всенародные выборы, но любой здравомыслящий человек понимает, как это работает.
Следующая историческая предпосылка необходимости установления в России монархии вытекает из первой. Если страной всегда управляли монархи, то, соответственно, многонациональный российский народ всю свою тысячелетнюю историю жил в качестве народа, подданного своему царю, генсеку, президенту, снова царю. Другими словами, российский народ пока ещё не готов к другим формам политического устройства. У людей была так называемая свобода в течение нескольких лет в период 1990-х годов. И все помнят, что это были за годы. И только когда власть фактически сконцентрировалась в одних руках, ситуация стабилизировалась. Так и должно быть дальше. А если стране потребуются когда-либо изменения, то производить их необходимо постепенно, не разрушая веками установленный баланс.
Самым же сильным аргументом в пользу установления в стране монархии является фактическая доказанность превосходства данной формы правления и политического устройства государства. Согласно данным экономистов, социологов самый высокий уровень жизни в мире в этих странах: Швеция, Норвегия, Япония, Великобритания, ОАЭ. В этих странах не только традиционно самый высокий уровень доходов, но эти государства в лидерах по целому ряду важнейших показателей: продолжительность жизни, уровень и доступность медицины, образования, крайне низкий уровень бедности, преступности, аварийности на дорогах. И самое главное, по опросам населения, в этих странах живут самые счастливые люди. Все эти государства находятся в разных частях света, в них живут разные люди, исповедующие разные религии, разные культуры. И все эти страны объединяет один главный признак: в этих странах установлена монархия.
Я предлагаю, наконец, признать, что мы давно живём и ещё долго будем жить при фактической монархии. И предлагаю признать этот факт законодательно. Для этого необходимо собрать Конституционное собрание, которое подготовит проект новой конституции. Не изменения, а совершенно новый основной закон. В котором должен быть досконально расписан порядок функционирования в стране режима монархии: наименование должности монарха, порядок установления и наследования власти, степень полноты власти, необходимые атрибуты монархии.